Модный театр. Искусство с двойным дном

Надежда Абрамова

Внимание! Кто хочет обрести массу ощущений? Увидеть что-то новое и совершенно непохожее на всё то, что вы видите изо дня в день? Хотите?! Если да, то следуйте за моими воспоминаниями...

Я беру трубку телефона и набираю номер 650-57-45. Долгие гудки и вот слышится голос женщины.

– Здравствуйте, я хотела бы попасть на спектакль Сергея Кургиняна "ИЗНЬ", - говорю я в трубку.

– Да, здравствуйте. Откуда вы узнали об этом спектакле? - отвечают мне.

– Я узнала о нём от друзей.

– Ясно, хорошо. Билет в наш театр бесплатный, но если вы вдруг не сможете придти, то обязательно сообщите об этом. Вы одна или с вами будет ещё кто-то?

– Нет, со мной будет молодой человек.

– Отлично, приходите, будем рады вас видеть! Начало в 19.00.

– Извините, а как же билеты? Меня пропустят без них? - спросила я удивлённо.

– Да, вы подойдёте к входу, и там вас пропустят по спискам.

– Хорошо, тогда до свидания!

– Всего доброго!

Вечер, я и мой друг идём по Вспольному переулку, мы ищём дом 21. Ура! Мы у входа, на двери одно единственное слово "ИЗНЬ". Двери открываются, и мы заходим внутрь, перед нами металлоискатель и два здоровых охранника. Мне становится немного не по себе. Всё так загадочно... в голове проносится сумасшедшая мысль: А вдруг это какая-то секта!!!? Сейчас зайдём в эти двери и больше никогда отсюда не выйдем.

Осмотр успешно завершён. Мы спускаемся по лестнице в гостиную, которая называется "театральная гостиная". У столика нас встречает "хозяйка гостиной", которая вручает нам билеты и две необычные брошюры чёрного цвета. Одна из них является рассказом об исследованиях поведения крысы в лабиринте и приводится аналогия с человеком: "Посмотрите внимательно! Ну, пожалуйста, посмотрите! Какой путь прошла эволюция! Насколько эта девочка сложнее и тоньше своей четвероногой подруги!". Вторая брошюра – это небольшая поэма "Кредо", которая выражает суть работы коллектива этого уникального театра. Его название - театр "На досках".

Гостиная очень красивая и освещена приятным мягким светом, кто-то садится на сиденья, расставленные вдоль стен, другие ещё только пришли и поэтому беседуют с "хозяйкой гостиной", а некоторые уже что-то обсуждают. Видимо, они уже не первый раз видят друг друга – как я узнала позже, многие приходят на этот спектакль по 8-10 раз! Спектакль непростой и требует осмысления, а для юного зрителя, скорее всего, и повторного просмотра. Актёры играют не заученную роль, в эти три часа они живут жизнью своих персонажей, на момент игры в них не остаётся ничего от них самих, а только души их героев!

Когда мы вошли в зал, то перед нами открылось небольшое, но очень уютное и приятное помещение с мягкими креслами. Всё как в обычном театре, только пространства поменьше. Актёры уже были на сцене, они наблюдали за тем, как рассаживались зрители, и только когда все собрались, они начали это поистине незабываемое действо!

Тишина, напряжение нарастает, один из актёров стучит по чёрным доскам на полу, стук однообразный, начинается звон в ушах. Всё, что я увидела там, произвело на меня такое сильное впечатление, что я уже не помню точно, возможно, даже это был не стук по доскам, а колокольчик.

Мёртвая тишина, она меня пугает и только этот стук, всё тело напряжено, мне тяжело, начинается беспокойство, во мне всё натянуто. Но, вдруг, наступает облегчение и мне почему-то хочется смеяться. Это странно. Мне тогда стало стыдно за себя, но, к моему удивлению, это состояние во время дальнейшего просмотра ко мне больше не возвращалось. Когда напряжение уже дошло до критической точки, вдруг, среди мёртвой тишины раздалась оглушительная сирена! Вот тут, действительно, - шок! Она длилась долго и в этот момент я буквально разом испытала массу эмоций - это и шок, и испуг, и недоумение, и ужас, и страх!

После такого начала я поняла, что меня ждёт что-то необыкновенное, то, что я больше нигде и никогда не увижу! Это беспрецедентный спектакль, ему нет аналогов. Я смотрела, затаив дыхание, на протяжении 3-х часов, хотя во всех театрах обычно делают антракт в середине, чтобы дать зрителю отдохнуть. И это справедливо, но здесь мне не нужен был отдых. На сцене постоянно происходило что-то новое, поражающее и иногда пугающее. Пластика актёров и, самое главное, отсутствие их самих, как людей, и присутствие только персонажей – восхищает! Они играют для себя, видно, что в эти три часа они погружаются в эту историю больше для того, чтобы получить ответы на какие-то новые для себя вопросы, а не для того, чтобы сорвать аплодисменты. Их нет с нами, они там, вместе со своим героем. Их нервы обнажены, они как будто бестелесны, их погружение в мир "ИЗНЬ" поражает!

Техническое оснащение сцены тоже удивляет, такого я не видела ни в одном театре Москвы. Там был огромный экран, на котором периодически показывали фрагменты из фильмов и документальных хроник. Например: взятие Белого дома в 1993 году. Ещё актёры рисовали пеной различные знаки, которые объяснялись зрителю в процессе спектакля. Отличное звуковое и световое оформление и многое другое.

После спектакля состоялся фуршет, где сам режиссёр этой постановки, Сергей Кургинян, беседовал с аудиторией. Он говорил о многом, а не только о том, что мы увидели в этот вечер. В основном, все разговоры были о нашей с вами Родине - России. Сергей Кургинян известный политолог, президент общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" (ЭТЦ). Его часто можно увидеть на телеэкране. Правда, другую сторону своей жизни, режиссёра и постановщика театра "На досках", он не афиширует, билеты на эти спектакли не продаются, в средствах массовой информации театр не рекламируется. Это сделано намеренно, во избежание допуска на представление "случайного уличного зрителя".

Кургинян рассказал, что в идеале он бы очень хотел показывать зрителям эту мистерию абсолютно другим способом. Вывозить зрителей за город, на природу, где и размещался бы сам театр, там дня два-три проводить психотренинги особого типа, потом играть сам спектакль, ну и в заключение, обсуждать со зрителем проблемы, которые он затрагивает.

Итак, запас моих воспоминаний и впечатлений подошёл к концу. Прочитав рассказ участницы этого мероприятия, решайте, хотите ли вы познать и испытать что-то новое или же пройдёте мимо? Тем, кто рискнёт пойти, обещать такой же бури эмоций я не могу, вполне возможно, что вы уйдёте оттуда, а может, даже убежите, отплёвываясь и громко ругаясь. Что это такое? Вы что-нибудь понимаете? Граждане, это же чушь! Бред сумасшедшего!

Ну, говорится там о том, в чём мы живём, и куда катимся. Что живём мы в мире под названием ИЗНЬ, а не ЖИЗНЬ (буква Ж у Кургиняна является главной и животворящей, если её нет, то всё превращается в ИЗНЬ). Каждый уйдёт со своим осмыслением этого действа, на каждой роток, как правильно в народе говорят, не накинешь платок.