О нас


Московский театр «На досках» – театр-лаборатория – вот уже более 30 лет ведет поиск в области расширения возможностей театрального искусства. Театр исследует вечные проблемы бытия, становления человека и окружающего его мира. В то же время каждый спектакль имеет глубокую смысловую связь с политическими процессами, идущими в стране и мире.

Обращаясь к самым, казалось бы, общеизвестным истинам, театр вскрывает их глубину, сложность и противоречивость. Театр сознательно отказывается от бездумной развлекательности, не хочет быть лишь местом отдыха и мириться с атмосферой «психологического комфорта» в зрительном зале.

Театр «На досках» можно назвать «театром сложного спектакля». Ставка на мысль – вот ключ к этому театру. Именно мысль оказывается героем в спектаклях театра. Мысль, процесс ее рождения, становления и развития.

Много внимания уделяет театр лабораторному поиску в области актерской психотехники, разработке методов психофизического тренинга. В театре есть своя система этюдов, упражнений, психологических приемов работы над ролью.

Спектакли театра адресуются не только к сознанию зрителя, но и к его подсознанию, стыкуя художественные и документальные тексты, слово и пантомиму, бытовые детали и символы. При минимуме декораций и реквизита спектакли театра до предела насыщены символическими и смысловыми аллюзиями, «живущими» своей жизнью предметами. Все это требует от зрителя напряженного и деятельного внимания.

Создатель театра и его бессменный руководитель – Сергей Кургинян.

Московский театр «На досках» ведет отсчет своей истории с 1971 года, с появления студенческой драматической студии в Московском геологоразведочном институте (МГРИ), созданной тогда студентом геофизического факультета Сергеем Кургиняном. В 1970-е годы шефство над работой студии осуществлял режиссер театра им. Моссовета Евгений Завадский.

Первые студийные спектакли «Хоть одно слово», по произведениям А.Чехова (1973), «Антигона» Ж.Ануя (1974), «Простолюдин», по произведениям П.Беранже (1976) вызывали острый неподдельный интерес студентов не только МГРИ, но и других вузов.

После окончания студийцами геологоразведочного института театральная студия не распалась, многие студийцы продолжали работать над новыми спектаклями под руководством Сергея Кургиняна. Для них театр стал отнюдь не просто хобби или приятным времяпрепровождением, а подлинным призванием, миссией и подвижничеством. Ради участия в новых постановках актеры студии меняли работу – пусть даже с потерей в зарплате, но дающую свободное время для занятий в студии.

Поиски нового театрального языка начались с постановки экспериментального спектакля «Сказание о мореплавателях, уходящих в открытое море, и Св. Бригитте» (1977), посвященного революции 1905 года.

Поиски шли как в направлении самых интересных в те годы театральных новаций (например, изучение «паратеатра» Е.Гротовского), так и в освоении различных техник, помогающих воспроизвести на сцене «жизнь человеческого духа»: медитативных, обрядовых, психологических, вплоть до шаманских.

Для получения базовых профессиональных знаний многие члены студии поступали в театральные вузы.

В 1979 г. С.Кургинян (уже будучи кандидатом физико-математических наук) поступает на режиссерское отделение Щукинское театрального училища. Вслед за ним в училище поступили и другие актеры-студийцы.

Учеба у заслуженных педагогов, мэтров вахтанговской школы во многом помогла становлению театра.

В 1982-м году вышел первый из репертуарных спектаклей театра «Жду любви» – драма-сказ по рассказам Шукшина. Для театра главным было философское измерение прозы Шукшина, ее фольклорные корни.

Следующим стал спектакль «Экзерсисы» – эксцентрическое представление по произведениям русских классиков А.Пушкина, Н.Гоголя, А.Чехова.

И, наконец, трагифарс «Я!», поставленный по первой части повести Ф.М.Достоевского «Записки из подполья». Это была дипломная работа Сергея Кургиняна, высоко оцененная и педагогами, и зрителем. На этом материале С.Кургинян обратился к всегда интересовавшей его теме природы интеллектуальных эмоций.

Текст, построенный Достоевским как лихорадочный монолог одного героя, в котором он исповедуется перед зрителем, в трактовке театра разделен между семью «альтер эго». Эти осколки сознания героя конфликтуют друг с другом, спорят, соглашаются, провоцируют, издеваются, что и создает сюжет повествования, этакое «приключение мысли». И, в конечном счете, все объединяются в некое единство – в мечущегося и страдающего человека «из подполья».

Через это разорванное сознание героя зритель видит портрет не только «усиленно сознающего» человека 19 века, каким он был описан Достоевским, но и нашего современника. Спектакль не сходит со сцены театра более 30 лет.

В 1985 г. к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне театром был представлен спектакль «Берег» (по жанру драма-вспоминание) по одноименному роману Ю.Бондарева.

Автор романа дал спектаклю высокую оценку.

Затем в театре были поставлены спектакли:

  • «Воспитание по доктору Споку» (социальная хроника) по повестям В.Белова.
  • «Кто слышит пролитую кровь» автор С.Кургинян, «мистерия-документ в 3-х частях, с прологом и эпилогом». В спектакле разворачивается история русской революции.
  • «Ночное нападение», драма-расследование по пьесе испанского драматурга А.Састре. Главная тема – вскрытие доисторических корней страха в психике современного человека.

В те же годы был поставлен необычный провидческий спектакль «То наши братья…». По сценарию на сцене сталкивались два мира: потребительский современный и прошлый революционный. И побеждал потребительский. Однако этот спектакль был запрещен цензурой.

В конце 80-х годов в средствах массовой информации широко обсуждался феномен творчества театральных студий. («…почему зарождается, что исповедует и чем держится театральное любительское искусство»).

Стало общепризнанным фактом, что театры-студии необычное, но очень важное и нужное театральное явление. Меняющееся время требовало для них новых форм существования. Поэтому искались экономические модели, которые позволили бы театрам-студиям перейти в статус профессиональных театров.

В правительстве СССР было инициировано обсуждение идеи хозрасчета или «коллективного подряда» для театров-студий. С.Кургинян фактически был инициатором и автором экономико-социального эксперимента «театры-студии на коллективном подряде». 1 января 1987 года театр-студия под руководством Сергея Кургиняна получил статус государственного в числе четырех московских театров-студий.

Сейчас уже трудно назвать точное время, когда театр-студия получил название «На досках». Но импульсом к выбору такого названия было следующее.

Театр-студия С.Кургиняна долгое время менял свое местоположение, переходя из одного клуба в другой. Так и сложилось, что название Театр «На досках» как бы обозначало, что это передвижной, авангардный театр, не имеющий своей площадки, что его «место жительства» – любые подмостки, «доски сцены». Одновременно это название говорило о том, что театру свойственно аскетичное оформление спектаклей. И действительно, основным элементом декораций в спектаклях были обычные доски.

Наконец, название Театр «На досках» отсылало к известному высказыванию знаменитого испанского драматурга Лопе де Вега: «Для театра нужны три доски, два актера и одна страсть».

Зал театра «На досках» был всегда полон, публика записывалась на спектакли за месяц вперед. Привлекала также и присущая лишь этому театру традиция обсуждения спектаклей, доверительного разговора со зрителями об искусстве и современности, который проводили Сергей Кургинян и актеры.

В те годы театр часто выезжал на гастроли по стране, а также за границу. Гастрольные поездки давали возможность встретиться с самой разнообразной публикой и во время бесед со зрителями лучше понять мысли, чувства и устремления людей.

В 1987 г. был поставлен спектакль «Борис Годунов» (А.Пушкин). Во время гастролей в Югославии местная пресса назвала «трагедией первой русской перестройки». В спектакле исследовалась вечная проблема – народ и власть.

В 1988 г. – спектакль «Компенсация» (С.Кургинян) – «литургия факта». по материалам психологических исследований, проведенных в районе Чернобыльской катастрофы.

В 1990 г. – спектакль «Стенограмма» – «пророчество в 5-ти снах» – документальная драма по материалам XV партконференции ВКП (б). Спектакль о ключевом периоде в истории страны и проблеме исторического выбора.

В 1991 г. – «Конь вороной» по повести Б.Савинкова. В спектакле исследуется «анатомия» гражданской войны.

В 1992 г. спектакль «Бой» – вероопределение героя, по повести Джека Лондона «Мексиканец».

В те же годы спектакль «Гамлет» (В.Шекспир) был попыткой современного прочтения величайшего классического произведения.

В 1988 г. при театре работала Лаборатория современной культуры под руководством философа и литературоведа Михаила Эпштейна. В программе лаборатории было изучение и обсуждение новейших идей, проектов, инициатив в области культуры. Дискуссии с писателями и учеными.

Судьба театра развивалась параллельно с судьбой страны. После трагических событий октября 1993 года театр «На досках» начинает новый этап своей деятельности. Идет поиск нового назначения театра в изменившейся стране, новых форм выразительности, нового театрального языка. Работа в театре вновь приобретает характер театрально-лабораторных исследований.

В течение ряда лет осуществляется несколько вариантов постановки спектакля по мотивам романа братьев Стругацких «Обитаемый остров» – в разных жанрах, с разными актерскими составами, с разными смысловыми акцентами, с постоянно меняющимся текстом.

Но в итоге этой работы произошел отход от первоначального замысла – «по мотивам романа». И Сергеем Кургиняном был создан авторский спектакль абсолютно нового типа – «IZНЬ» – метафизическая драма в стихах.

Спектакли-мистерии «IZНЬ» и «IZНЬ-2» – это сложнейшее действо в жанре паратеатра, где актеры не просто играют роли, а каждый раз проживают заново жизни своих персонажей. Общая продолжительность действия – более четырех часов.

В 2012 г. театр представил зрителям новую мистерию Сергея Кургиняна «Бой» – метафизическую драму в двух спектаклях по мотивам произведения Джека Лондона «Мексиканец». Продолжительность действия – более трех часов. Метафизические спектакли Сергея Кургиняна, спектакли-мистерии становятся визитной карточкой театра.

Восстановлены и кардинально переработаны в мистериальном ключе ряд прежних спектаклей – «Экзерсисы», «Стенограмма», «Кто слышит пролитую кровь» и др.

В последние годы зрителям представлены новые мистерии Сергея Кургиняна:

– спектакль «Зерна» – поэтическая притча о поражении и победе (по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Военный летчик»);
– спектакль «Пастырь» – мистерия, повествующая о формировании личности Сталина;
– спектакль «Крот» – мистериальное странствие в лабиринтах истории.

Московский театр «На досках» и его главный режиссер Сергей Кургинян продолжают работать над новыми мистериями, которые появятся в ближайшее время.

Cергей Кургинян о политической метафизике «Фауста» Гёте